Власти Молдовы сегодня пытаются найти оправдания тем таможенным пошлинам, которые они с 1 января ввели против приднестровских предприятий. Политический представитель РМ Олег Серебрян еще 16 января, сразу после встречи с министром иностранных дел ПМР Виталием Игнатьевым в Тирасполе, заявил, что пошлины, оказывается, идут на социальные цели. Многие приднестровцы, по его словам, получают пенсии в Молдове, лечатся в Молдове, учатся в Молдове. И вот на это и направляются пошлины.
На брифинге в Кишиневе Олег Серебрян продолжил эту мысль. Там он уже стал оперировать цифрами, сказав, что в 2023 году 50 тысячам приднестровцев были оказаны медуслуги в Молдове и что несколько десятков тысяч человек в ПМР получают молдавские пенсии. «Мы точно больше даем, чем забираем через эти таможенные пошлины», - удовлетворенно тогда заключил политпредставитель РМ.
Цифры, которые он назвал, сразу вызвали сомнение – очень уж нереальными они выглядят. Особенно «десятки тысяч пенсионеров». Мы решили проверить это. И выяснилось, что все совсем не так, как говорит Олег Серебрян.
Пенсии
По данным Минсоцзащиты Приднестровья, в республике всего около 150 тысяч пенсионеров. И на самом деле лишь около 2 тысяч из них получают молдавскую пенсию. Здесь можно выделить две группы людей: те, кто имеет большой советский стаж (его Молдова признает, а приднестровский - нет), и сотрудники, в том числе и бывшие, различных организаций, расположенных в Приднестровье, но находящихся под юрисдикцией РМ. Это комиссариаты полиции, паспортные столы, молдавские тюрьмы в Бендерах, а также школы с румынским языком обучения, подчиняющиеся Минпросу Молдовы.
При этом обращает на себя внимание другая цифра. Есть люди, которые платили пенсионные взносы в Молдове, но пенсию получают в Приднестровье. Это граждане Молдовы, живущие в ПМР, а также жители «спорных» сел в Дубоссарском районе. И таких людей, согласно информации Минсоцзащиты, около полутора тысяч человек.
То есть, в общем-то, получается примерный паритет: на пенсионном довольствии Кишинева находятся около 2 тысяч человек из Приднестровья, а в ПМР пенсии получают 1,5 тысячи человек, которые своей трудовой деятельностью были связаны с РМ. Никаких «десятков тысяч пенсионеров», которых якобы содержит Молдова, в Приднестровье нет и в помине.
Также в Приднестровье никому не приходит в голову устанавливать какие-то дополнительные сборы с молдавских предприятий, дабы платить пенсии пенсионерам, работавшим в РМ.
Медицина
Здесь Олег Серебрян тоже оперирует десятками тысяч человек, и при более глубоком рассмотрении тоже выясняется, что это манипуляция цифрами. Когда молдавский политпредставитель говорит, что в прошлом году 50 тысяч приднестровцев получили медпомощь в Молдове, он отталкивается от статистики посещений медучреждений РМ на границе с ПМР. Однако в эти медучреждения приходят ведь далеко не только жители Приднестровья. Так что приведенная цифра завышена как минимум в несколько раз.
На самом деле практически вся медицина в Молдове для приднестровцев платная. Бюро по реинтеграции, например, приводит данные, что в 2023 году более 5,5 тысячи человек из ПМР получили лечение в молдавских больницах. Но это опять же было доступно только тем, кто либо оплатил полную стоимость такого лечения, либо купил медполис, который стоит более 12 тысяч леев. То есть все происходит в частном порядке.
Платными являются срочная транспортировка тяжелых больных в молдавские клиники через службу Авиасан, а также, например, экстренные операции больным с острым коронарным синдромом. Все это оплачивается из республиканского бюджета ПМР.
Достаточно привести одну цифру: в 2023 году Минздрав Приднестровья выделил почти 35 миллионов рублей (или более 40,5 миллионов леев) на оказание жителям республики медпомощи в Молдове. Так что, когда Кишинев говорит, что он там что-то «дает», это, мягко говоря, преувеличение.
Приднестровские студенты и Молдова
Здесь ситуация тоже не совсем такая, какой ее пытается представить Олег Серебрян. Да, действительно, по последним статистическим оценкам, в соседней стране учатся около тысячи приднестровских студентов. Это менее 2% от общего числа студентов в Молдове.
Отметим, что в молдавских вузах продолжает сокращаться число русскоязычных групп. Кроме того, сказывается разница в образовательных моделях. Школьное обучение в Молдове – 12-классное, и приднестровским выпускникам, чтобы поступить там в вуз, нужно пройти программу еще одного класса и сдать экзамены на степень бакалавра. Все это сегодня снижает привлекательность обучения в РМ для абитуриентов из Приднестровья.
Из той тысячи студентов, о которой мы упомянули выше, немалая часть, скорее всего до половины, – это выпускники расположенных в ПМР школ с румынским языком обучения. Они находятся в образовательном поле Молдовы.
Есть приднестровские студенты, которые учатся в РМ платно, и их тоже, судя по разным данным, достаточно большая часть. Так что еще непонятно, какие там затраты молдавский бюджет несет на обучение приднестровцев (как это пытается представить Олег Серебрян).
Зато точно известно, что как раз молдавские студенты в рамках квот учатся в Приднестровье на бюджетной основе. Особенно много их в ПГУ и столичном медколледже. Но опять же никто в ПМР не ставит вопрос, чтобы потребовать с Молдовы какие-то налоговые платежи за это.
Владимир Дмитриев